Нижеследующее - попытка исследования на тему.
Там много.
Читать...
1.Масса, габариты.
Исходные факты: http://beyond.babylonfive.ru/VEX/t/index.html
Длина станции 8064.5 м
Диаметр 840 м
Масса корпуса 2.5 млн тонн
Полная масса 9.1 млн тонн
Гравитация, на внутренней стороне обшивки в точке максимального диаметра 1.41g
Дальнейшие величины представляют расчетные оценки с точностью "до порядка",
то есть могут отличаться от истинных в разы, но не в десятки раз.
Скорость вращения (необходимая для создания гравитации)2.13 об/час
Считая станцию полым цилиндром,
Площадь внешней поверхности 22.38 млн кв.м
Полный обьем станции 446.7 млн куб.м.
Исходя из известной массы корпуса, 1 кв.м. обшивки весит в среднем
немногим более 100 кг.
Поскольку корпус заведомо плотнее воды, его толщина не может превышать 10 см.
Таким образом, толщина корпуса по сравнению с размерами станции пренебрежимо мала,
и при расчетах обьемов может не учитываться.
Масса "полезной нагрузки" 6.6 млн.т.
Средняя плотность станции20.4 кг/куб.м
То есть - если "Babylon 5" полностью перенести в земной океан -
то он будет плавать, пока не сломается.
2. Содержимое станции - первое приближение
Предположение: все, что находится внутри станции, представляет собой либо воздух,
либо твердые и жидкие тела с плотностью от 1000 кг/куб.м.(вода) до 7800 кг/куб.м.
(сталь). Такое предположение кажется правдоподобным, поскольку предметов существенно легче воды (пенопласт) или существенно тяжелее стали (урановые стержни)
на станции вряд ли много, по сравнению с обьемами всего остального оборудования.
Тогда, обьем воздуха на станции составляет от 440 до 443 млн.куб.м
3. Целевая функция станции
Станция является - помимо своих НЕ ТРЕБУЮЩИХ ТАКИХ МАСШТАБОВ дипломатических функций - транспортным узлом.
То есть в задачи станции входит прием и обслуживание грузовых и пассажирских кораблей, разгрузка, сортировка, хранение и отправка транзитных грузов.
Погрузо-разгрузочные операции в услових внешнего космического пространства в принципе могут осуществляться тремя основными способами.
1)Шлюзование.
2)Стыковка.
3)Внешний причал.
У каждого способа - свои достоинства и недостатки.
На "Вавилоне" применены все три способа.
Шлюзование заключается в том, что транспортный корабль входит внутрь специальной части станции (шлюза), за ним закрываются створки, в шлюз накачивается воздух, после чего открываются двери из шлюза в основной обьем станции.
Достоинства этого метода заключаются в том, что он не требует ни значительного мастерства пилота, ни каких-либо специальных приспособлений на транспортном корабле.
Метод удобен для пассажиров - они выходят из корабля так же, как входили в него на планете.
Единственное ограничение - корабль должен целикомпомещаться в шлюз.
Недостаток: при выходе транспортного корабля из шлюза наружу теряется находившийся
в шлюзе воздух. Да, конечно, воздух можно частично откачать насосом - но во-первых, это трудо- и энергоемкая операция, а во-вторых, она занимает много времени и не может быть ускорена, поскольку скорость откачки ограничена скоростью звука.
Исходя из размеров самого крупного шлюзовавшегося корабля (Круизный лайнер, характерный размер 150 м), обьем шлюза не может быть меньше 3.375 млн.куб.м,
из которых не менее 1 млн куб.м. теряется безвозвратно.
Чем меньше обьем корабля, занимающего шлюз - тем больше потери.
Всего воздуха "Вавилона-5" хватит на 450 причаливаний круизного лайнера.
Или - на 150 (!) рейсов челнока. Обитателям станции поплохеет гораздо раньше.
Растения в данном случае не панацея - они умеют очищать воздух, превращать литр углекислого газа в литр кислорода. Но создавать воздух "из ничего" они не умеют.
Стыковка Экономна по потерям. Не требует шлюзовой каверны внутри корпуса станции (т.е. экономична с конструктивной точки зрения).
Позволяет быстро войти на станцию и быстро ее покинуть.
Но: требует высокого мастерства пилота (либо точности автонаведения) - поскольку стыковочный узел станции и корабля должны совпасть.
Второй недостаток стыковки - необходимость стандартизации стыковочного узла.
Он должен быть одинаков у ВСЕХ цивилизаций, использующих станцию.
Поскольку возможна (хотя бы гипотетически) ситуация, когда все хором меняют стандарт шлюза, а одну из цивилизаций "забывают" предупредить, и она оказывается
в транспортной изоляции, то этот вариант малопригоден с дипломатической точки зрения.
И третий недостаток - размер стыковочного узла. Поскольку он одинаков для всех,
то даже на самом тяжелом транспорте он точно такой же, как и на самом маленьком катере. А значит - принципиальная невозможность работать с крупногабаритным грузом.
Результат: на Вавилоне-5 стыковочные узлы реализованы исключительно для истребителей обороны станции, где не нужен ни размер (лишь бы пролезла задница пилота), ни универсальность, и где пилоты заведомо имеют достаточную квалификацию.
Внешний причал Корабль представляет из себя сравнительно небольшой буксир и прицепленные к нему контейнеры с грузом.
Корабль механически сцепляется с обшивкой станции, после чего контейнеры отстегиваются от него и пристегиваются к специально оборудованным площадкам,
где и хранятся до прибытия корабля в нужном направлении В процессе хранения контейнеры могут быть пересортированы исходя из пункта назначения и срочности доставки.
Достоинства метода: наименее критичен к мастерству пилота. Наименее сложен с точки зрения конструкции станции. Минимизирует время погрузо-разгрузочных работ. Не ограничивается обьемами станции. Допускает крупногабаритный груз.
Идеальные условия для карантина, изоляции химически- или биологически опасного груза.
Недостатки метода: Эффективен только для грузов контейнерного типа.
В принципе неприемлем для пассажирских перевозок. Требует очень хорошо подготовленного персонала (докеров), которым, к тому же, фактически приходится работать в открытом космосе.
Кроме того, существенно затруднен таможенный досмотр.
Выводы:
1.Для нормального функционирования в качестве пассажирского узла, Вавилону необходимы регулярные поставки значительных обьемов воздуха.
2. В условиях 1-го сезона основной поток шел через "шлюзовые" каналы, судя по тому, что докеры работают не в скафандрах, при гравитации, и забастовка докеров парализует ВЕСЬ грузопоток.
3. Упомянутый на beyond.babylonfive.ru товарооборот 200 тыс.тонн в день становится возможным только при переносе основной массы грузопотоков на внешний причал, что, видимо, и произошло в более поздних эпизодах
Спасибо за внимание.
-----------
Если в прочитанном замечены ошибки - буду рад замечаниям.
Кроме того - интересно ли это кому-то кроме меня?
Раскапывать ли дальше?
Размышления о технических особенностях Вавилона
Нижеследующее - попытка исследования на тему.
Там много.
Читать...
Если в прочитанном замечены ошибки - буду рад замечаниям.
Кроме того - интересно ли это кому-то кроме меня?
Раскапывать ли дальше?
Там много.
Читать...
Если в прочитанном замечены ошибки - буду рад замечаниям.
Кроме того - интересно ли это кому-то кроме меня?
Раскапывать ли дальше?